МДОБУ Детский сад № 9 "Улыбка"
Амурская область, город Тында, ул. Красная Пресня, д. 30
Последние материалы

ДЛЯ ВАС ВОСПИТАТЕЛЬ! ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Детство"

Авторский коллектив
 
Руководители авторского коллектива и научные редакторы
программы:  кандидат педагогических наук, профессор  Т.И. Бабаева, доктор
педагогических наук, профессор  А.Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических
наук, доцент О.В. Солнцева
 
Авторы: О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.М. Вербенец, А.Г.
Гогоберидзе, В.А. Деркунская,  Т.А. Ивченко,  Н.О. Никонова,  Л.К.
Ничипоренко, В.А. Новицкая, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, О.В. Солнцева,
О.Н. Сомкова, Р.И. Яфизова.  
 
Д38
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.:
ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.
Герцена, 2014. – 321 с. 

 
ISBN 978 – 5 – 906750 – 33 – 4  
Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института
детства Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена представляет новый вариант  Примерной  образовательная программа
дошкольного образования «Детство».
Данный вариант программы «Детство»  разработан на  основе  и в
соответствии с  Федеральным  государственным  образовательным  стандартом
дошкольного образования.
 3
 
СОДЕРЖАНИЕ
   
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
 
 
Пояснительная записка……………………………………………………...  5
Характеристики особенностей развития детей раннего и  дошкольного
возраста………………………………………………………………………  
 
14
Методические рекомендации по проектированию основной
образовательной программы……………………………………………….
 
27
Планируемые результаты освоения программы…………………………..  41
 
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
 
 
Ранний возраст. Детство от рождения до 3-х лет
 
 
Игра как особое пространство развития ребенка 3-го года жизни………  51
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в 5
образовательных областях
 
Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»…………………………………………………………………….
 
53
Образовательная область «Познавательное развитие»…………..  58
Образовательная область «Речевое развитие»……………………..  65

Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»…………………………………………………………………….
 
70
Образовательная область «Физическое развитие»………………...  74
 
Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет.
 
 
Игра как особое пространство развития ребенка от 3 до 7 лет…………..  78
Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в 5
образовательных областях
 
Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие»……………………………………………………………………..
 
97
Образовательная область «Познавательное развитие»…………  115
Образовательная область «Речевое развитие»……………………  130
Образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие»……………………………………………………………………
 
142
Образовательная область «Физическое развитие»………………..  170
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы……………………………………………………………………183

 
Особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик…………………………………………………………  
 
196
Способы и направления поддержки детской инициативы………………..  202
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников……………………………………………………………….
 
207
Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга..  226
 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
 
 
Методическое обеспечение программы. Средства обучения и
воспитания……………………………………………………………………
 
233
Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет.   
Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада………………  235
Распорядок и режим дня…………………………………………………….  238
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……….   240
Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды…………………………………………………………………………..
 
241
Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет.   
Распорядок и режим дня…………………………………………………….  243
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………..   250
Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды…………………………………………………………………………..286

ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным
городом»  для части программы, формируемой участниками
образовательных отношений……………………………………………......
 
 
298
Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное
Детство» для части программы, формируемой участниками
образовательных отношений………………………………………………  
 
 
305
Примерная парциальная образовательная программа «Детство с
английским языком» для части программы, формируемой участниками
образовательных отношений………………………………………………314
 5
 
Светлой памяти Веры Иосифовны Логиновой
–  автору идеи  программы «Детство» посвящается
 
 
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Уважаемые педагоги, родители и все Взрослые, заинтересованные в
полноценном развитии дошкольном образовании ребенка от рождения до 7 лет!
Перед вами  –  Программа «Детство», которая  является результатом
многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры
дошкольной педагогики Института детства Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена.  
В основе Программы «Детство»  -  теоретические идеи петербургской
(ленинградской) научной школы дошкольной педагогики.
Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне
Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной
программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная
подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским
коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны
Бабаевой.
В 90-гг. авторским коллективом интенсивно велась работа над
концептуальными идеями и содержанием образовательной программы
«Детство», которая в 1997 году получила гриф Министерства образования РФ и
рекомендована как комплексная программа для дошкольных учреждений
России. Издается серия методических пособий под общим названием
«Библиотека программы «Детство».
В 2011 году авторский коллектив представил обновленный,
соответствующий  Федеральным государственным требованиям, вариант
программы дошкольного образования «Детство».  
Программа «Детство» 2014 года  –  это  вариативная примерная
образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа),
которая  разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155
Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).  
Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать
ее при разработке основных образовательных программ дошкольного
образования (ООП ДО).

Каковы цели Программы « Детство»?

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство  —  время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому
программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития
детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации
— индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей,
возможностей и способностей.
Цель  программы  –  создать каждому ребенку в детском саду
возможность для развития  способностей, широкого взаимодействия с миром,
активного практикования в разных видах деятельности, творческой
самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности,
познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и
ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение
ребенка к миру.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
‒  развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения
и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических
и физиологических особенностей.
‒  создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его  
позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
‒  создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации  детей.
 
Каковы задачи Программы «Детство»?
 
Программа Детство 2014, разработанная на основе  ФГОС дошкольного
образования, ориентирована на:
‒  охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
‒  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
‒  обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
‒  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала  каждого ребёнка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
‒  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
‒  формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
‒  обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности
формирования Программ различной направленности с учётом
образовательных потребностей и способностей детей;
‒  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям
детей;
‒  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей)  в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  
Какие задачи развития и воспитания ребенка решает Программа
«Детство»?
 
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
‒  укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование
основ его двигательной и гигиенической культуры;
‒  целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов
деятельности;
‒  обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс
социализации–индивидуализации с учетом детских  потребностей,
возможностей и способностей;
‒  развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению
гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
‒  развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных
способностей и речи ребенка;
‒  пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
‒  органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным
языком, экологией, математикой, игрой;  
‒  приобщение ребенка к  культуре  своей страны и воспитание уважения к
другим народам и культурам;
‒  приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы
дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство
своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
 
В чем особенности содержания программы Детство?
 
Содержание программы «Детство» человекоориентированно и
направлено воспитание гуманного отношения к миру (В.И. Логинова).  
Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных
дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами
культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и
родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой,
гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-
образовательное содержание становится основой для развития познавательных
и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей
и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
 Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем
объектном, ценностном, и деятельностно-творческом выражении. В каждом
разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной
области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности
познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих
ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей
самостоятельность и творческую активность, создаются условия для
эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических
ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный
социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного
развития и готовности к школе.
 
Каковы ведущие условия реализации Программы Детство?  
 
Ребенок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с
удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в
окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется
успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.  
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три
взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы
программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в
интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-
творческого отношения дошкольника к миру. Реализация Программы
ориентирована на:
‒  создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия
возрастных возможностей и способностей,  так как  задача дошкольного
воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и
не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного
возраста.
‒  обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной
для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками,
экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем
полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для
ребенка и отвечает его природе.  
‒  ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание
эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его
позитивного развития.
 
Каким принципам соответствует программа Детство?
 
‒  полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение  (амплификация) детского
развития;
‒  построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
дошкольного образования;  
‒  содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
‒  поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
‒  сотрудничества  с семьёй;
‒  приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
‒  формирования познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
‒  возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий,
требований, методов возрасту  и особенностям развития);
‒  учёта этнокультурной ситуации развития детей. .....................

Календарь праздников
Поиск
Полезные ссылки