Отучить сосать палец. реально? Да. Прежде чем задаться целью отучения ребенка от данного процесса, необходимо выяснить истоки его происхождения (а их как показывает литература – множество, рассмотрены лишь основные), дабы не навредить созревающим психическим функциям (управление поведением, позиционирование себя в среде и отражение происходящего). Для начала нужно уяснить, что сосание – это безусловный рефлекс, который
наблюдается у плода при беременности, начиная с 4-го месяца. Начиная с 20-х недель беременности, на снимках УЗИ видно, как малыш сосет палец. Т.е. это наглядно демонстрирует естественность природного инстинкта. После рождения, в возрасте примерно 3 месяцев (бывает и с рождения), у детей получается бессознательно дотягиваться пальчиками (как рук, так и ног) к ротику. В последующие месяцы такой бессознательный инстинкт перерастает в осознанный инстинкт познания окружающих вещей. В это время, а оно длится в среднем до полутора лет, во рту малыша может оказаться все, до чего он сможет дотянуться, и бояться не стоит, так как со временем пройдет само собой. И ни в коем случае не нужно наказывать, а просто предложить альтернативу (новый подход в психологии детей – отличие желаний от действий, когда поддерживается желание, но ограничивается действие), например безопасный прорезыватель для зубов, а возможно и соску, если ребенок находится на искусственном вскармливании и инстинкт сосания не удовлетворяется полностью. Если после полутора лет кроха активно продолжает сосать палец, то это равносильно самоуспокоению в результате недостающего внимания со стороны родителей. Разрешение проблемы здесь очевидное и простое. В случаях же, когда до трех лет родители не смогли справится, привычка превращается в устоявшуюся и ребенок начинает ее скрывать, но продолжать делать украдкой. Как быть? Сперва, для отучения можно испробовать еще один новый подход в психологии – перестать тревожиться и не акцентироваться на этом событии. В итоге малыш расслабляется, успокаивается и потребность в сосании пальчика отпадает. Вот другой вариант, отвлечение внимания по средствам спортивных занятий, активных и развивающих игр, которые внесут яркие эмоции и положительные впечатления. А теперь о том, чего делать нельзя: категорично запрещать привычку, высмеивать и опять же наказывать. Главное чтоб малыш чувствовал любовь, понимание и заботу, а родители были терпеливыми, и тогда любым проблемам придет конец! Арт-терапия С 20-х годов прошлого века, начинает бурно развиваться арт-терапия, как научное и практическое направление психотерапевтической деятельности. К настоящему времени накоплено достаточно большое количество знаний в этой области, наработано множество методик, позволяющих диагностировать состояние личности и проводить психотерапевтическое лечение. Суть лечения заключается в том, что средствами различных видов искусства воздействуют на эмоциональное состояние пациента, улучшая тем самым его состояние. Арттерапия широко применяется при лечении неврозов, депрессий, шизофрении, затяжных стрессовых состояний. Классическая арт-терапия, в том варианте, как она начала развиваться, включает в себя визуальные виды творческой деятельности. Это – скульптура, рисунок, графика, живопись. Занятия такого плана позволяют включать правополушарное мышление, когда мозг оперирует не словами, а образами. В художественном творчестве человек находит выход эмоциям, позволяя себе открытое выражение своего состояния с помощью символических образов. Из подсознания вытаскиваются те потаённые эмоции, которые приводят организм в невротическое состояние. При проведении занятий не ставится задача сделать из пациента художника. Более того, критиком своего творчества является он сам, что позволяет ему задуматься над своим произведением, которое, несомненно, вызывает определённые ощущения, заново переживаемые и переоцениваемые. Тестирование с помощью рисунков - эффективный способ выявления психологических проблем у пациента. В настоящее время спектр видов деятельности, применяемых в арт-терапии, значительно расширился. На занятиях предлагаются задания, включающие мелкую моторику рук: вышивание, вязание, выпиливание, выжигание. Выполняются поделки из бумаги, кожи, ткани и меха. Такой вид творчества, в большей степени связанный с тактильными ощущениями активирует особые участки мозга, стабилизирует эмоциональный фон личности. К современным методикам арт-терапии также относятся: библиотерапия, сказкотерапия, игротерапия, цвето- и песочная терапия и другие виды, так или иначе связанные с искусством. Используются и методы совмещения различных видов занятий, так сказкотерапия с успехом может совмещаться с живописью; работа по созданию украшений с графикой и библиотерапией. Обогащая друг друга, совместные методики усиливают эффект воздействия на эмоциональное состояние. Эффект от проведения занятий поразительный, а потому он широко внедрён не только в лечебный процесс, но и в педагогический, где выполняет воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую и развивающую функции.
|